Положение о кафедре ФГБОУ ВО РГУПC от 28.05.2015.
Общая характеристика кафедры
Кафедра располагает высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом (один доктор технических наук, профессор Дынькин Б.Е. и один доктор экономических наук, профессор Акперов И. Г., 7 кандидатов технических наук, доцентов); современными учебно- исследовательскими лабораториями.
Сотрудниками кафедры опубликовано более 1225 научных статей, получено более 200 авторских свидетельств на изобретение и патентов, написано 8 учебников для студентов высших учебных заведений и более 22 учебных пособий и монографий.
Подготовка специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук ведется кафедрой по специальностям:
- 2.9.1 – «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте» (технические науки)
- 2.9.3 – «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация» (технические науки).
по которым в университете имеются специализированные диссертационные Советы по защите кандидатских и докторских диссертаций.
Учебная и научная деятельность кафедры осуществляется в творческом содружестве с родственными кафедрами отраслевых вузов Министерства транспорта РФ, вузами Ростовской области, Варшавским технологическим университетом (Польша), Техническим университетом г.Острава (Чехия), ВНИИЖТом (Москва), Управление электрификации и электроснабжения ОАО "РЖД", НИИЭФА им. Ефремова (г.С.-Петербург), НТЦ "Механотроника" (г.С.-Петербург), ООО «НИИЭФА –ЭНЕРГО», МЭЗ филиал ОАО РЖД, железными дорогами России и стран СНГ.
История кафедры, проводимые исследования и разработки
Кафедра «Автоматизированные системы электроснабжения» (ранее носила название «Энергоснабжение электрифицированных железных дорог») Ростовского государственного университета путей сообщения была создана в 1963 году с началом массовой электрификации Северо-Кавказской железной дороги. Первым заведующим этой кафедры был д. т. н., профессор, Заслуженный деятель науки и техники РФ Е. П. Фигурнов, который руководил ею 28 лет. В 1991 году кафедра стала называться «Автоматизированные системы электроснабжения», и с этого времени ее возглавил д. т. н., профессор, Заслуженный работник транспорта РФ Ю. И. Жарков.
На всем протяжении своего существования кафедра является одной из лучших среди кафедр энергоснабжения транспортных вузов по составу, оснащению и внедрению научных разработок на электрифицированных железных дорогах.
В 90-х годах, дальнейшее развитие кафедры проходило по пути развития существующих и создания новых лабораторий, замены устаревших систем на новые, по пути широкой компьютеризации учебного процесса и внедрения в процесс обучения информационных технологий. В настоящее время все лаборатории кафедры оснащены современной техникой и компьютерами.
В 70-80е годы кафедра «Автоматизированные системы электроснабжения» (в то время кафедра «Энергоснабжение электрических железных дорог») совместно со службой электрификации Северо-Кавказской железной дороги приступила к разработке и внедрения проекта создания электротяговой сети переменного тока с усиливающим и экранирующим проводами. К концу 80-х годов на Северо-Кавказской магистрали такой сетью было оборудовано около 500 км железных дорог. Новая система электротяговой сети обеспечила экономию электроэнергии свыше 25 тыс.кВт.ч в год на 1 км каждой из путей двухпутной железнодорожной магистрали. В разработке этой сети принимали участие также работники ЦЭ МПС, ВНИИЖТ, МИИТ и Трансэлектропроекта.
В эти же годы впервые в стране два энергодиспетчерских пункта, расположенных на ст. Ростов СКЖД и ст. Донецк Донецкой ЖД, а также тяговые подстанции Ростовской дистанции энергоснабжения были оборудованы вычислительными машинами и микропроцессорными комплексами по разработкам кафедры.
Одним из основных направлений работ кафедры стало применение развивавшейся полупроводниковой техники для устройств автоматики, релейной защиты и диагностики устройств электроснабжения. Разработки выполнялись на уровне изобретений (на кафедре их более 100), изготавливались модели и опытные образцы, совместно с ПКБ ЦЭ МПС выполнялась проектная документация.
Часть разработанных устройств серийно изготавливалась заводом МЭЗ ЦЭ МПС. К ним относились: защита БПЗк (приказ МПС № 34ЦЗ от 15.12.81), сумматор-фиксатор токов короткого замыкания СФТКЗ (приказ МПС СССР ст. изобретений, внедренных на ж.д. транспорте за 1971г. «Транспорт», 1972, с. 11), аппаратура ОМП разных модификаций для определения мест повреждений контактной сети, разработанные ВНИИЖТ и ПКБ МПС на основе предложений, исследований и изобретений, выполненных впервые в СССР на кафедре (приказ МПС № 8843 от 13.12.71).
Другая часть устройств изготавливалась на опытном производстве института и поставлялась на все дороги страны. К ним относились: инфракрасный термометр ИКД для тепловой диагностики устройств электроснабжения; тепловизор «Темп», которым оборудовались вагоны для испытания контактной сети; комплекс технических средств УК для диагностики релейной защиты, защиты постов секционирования ЭЗПС; указатель удаленных мест повреждений и уровня напряжения контактной сети УКЗН и другие. Всего было поставлено на дороги страны несколько тысяч комплектов различных устройств (приказы МПС №89 ЦЗ от 13.12.71, №63 ЦЗ от 31.12.74, №77 ЦЗ от 30.12.75, №49 ЦЗ от 22.12.77, №53 ЦЗ 15.12.80, №34 ЦЗ от 15.12.81, №37 ЦЗ от 21.12.82, № 44 ЦЗ от 17.12.83, № 41 ЦЗ от 14.12.84, № 48 ЦЗ от 13.12.85, № 38 ЦЗ от 18.12.86, № 28 ЦЗ от 10.12.87, № 38 ЦЗ от 18.12.87, № 18 ЦЗ от 15.12.88).
Разработанные изобретения и устройства регулярно демонстрировались на ВДНХ, ВВЦ, на выставках «железнодорожный транспорт». Сотрудники кафедры награждены более 30 медалями ВДНХ, в том числе двумя золотыми.
За время становления кафедры 4 ее сотрудника защитили докторские диссертации, более 40 преподавателей и аспирантов стали кандидатами технических наук. В сотрудничестве с кафедрой 6 работников Северо-Кавказской железной дороги защитили кандидатские диссертации.
В области электроснабжения тяги в РГУПС работают в настоящее время 1 доктор технических наук и 1 доктор экономических наук, профессоры, 7 кандидатов технических наук, доцентов.
НАИБОЛЕЕ КРУПНЫЕ УЧЕНЫЕ РГУПС В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
Фигурнов Евгений Петрович, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники РФ, Почетный железнодорожник, Лучший изобретатель железнодорожного транспорта, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор кафедры «Автоматизированные системы электроснабжения».
Жарков Юрий Иванович, доктор технических наук, профессор, Заслуженный работник транспорта РФ, Почетный железнодорожник, Лучший изобретатель железнодорожного транспорта.
Быкадоров Александр Леонович, доктор технических наук, профессор, Почетный железнодорожник, профессор кафедры «Автоматизированные системы электроснабжения».
За годы существования кафедра вела подготовку инженеров по специальности «Электроснабжение железных дорог». В состав Государственных экзаменационных комиссий (ГЭК) при защите выпускных квалификационных работ ежегодно входят представители служб электрификации и электроснабжения железных дорог. Председателями ГАК в разные годы были руководители Департамента (Главного управления) электрификации и электроснабжения МПС, заместители и начальники служб электроснабжения Северо-Кавказской, Юго-Восточной, Приволжской, Северной и Донецкой железных дорог.