Размер: A A A
Контраст: A A

Серебряков Олег Акимович,

кандидат исторических наук, доцент

Достойный вклад в Великую Победу внесли преподаватели и сотрудники института, которые не принимали непосредственного участия в боевых действиях, но чья деятельность по оказанию всемерной помощи фронту, железнодорожному транспорту и оборонным предприятиям получила высокую оценку Родины. Ряд научных работников за самоотверженный труд в годы войны были награждены орденами и медалями. Часть сотрудников за активное участие в сооружении оборонительных укреплений под Ростовом награждена медалями "За оборону Кавказа”. Многие преподаватели, рабочие и служащие, вынесшие на своих плечах все тяготы эвакуации и борьбы за сохранность института, награждены медалями “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”.

Ростовский техникум железнодорожного транспорта филиал РГУПС в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)

Начавшаяся Великая Отечественная война внесла коррективы в учебный процесс Ростовского техникума железнодорожного транспорта, но подготовка специалистов-железнодорожников продолжалась.

С первых дней войны учащиеся и преподаватели, служащие и рабочие техникума уходили на фронт по призыву или по велению сердца. Когда враг рвался к Ростову, техникум 16 октября 1941 г. в трудных условиях прифронтовой жизни был эвакуирован в г. Орджоникидзе, где был произведен досрочный выпуск техников.

Одним из выпускников того времени был Виктор Никифорович Никитин, который вскоре стал морским пехотинцем. Его боевой путь начался в Сталинграде. В жестоких боях с оккупантами он прошел донские степи, через города и реки Украины, Молдавии. Под озером Балатон был тяжело ранен взрывом мины, в живых остался благодаря смекалке и помощи венгерского крестьянина, а затем выхожен в госпитале его однокурсником по техникуму Павлом Климовым и его семьей. Человеком из легенды называют В.Н. Никитина. Он награжден многими орденами и боевыми медалями Родины и Венгерской Народной Республики.

Поражение врага под Ростовом в 1941 г. дало возможность техникуму возвратиться в Ростов-на-Дону. Однако положение на фронте в 1942 г. снова сильно осложнилось, и техникум вторично эвакуировался в Орджоникидзе. Вместе с личным составом было вывезено все оборудование учебных мастерских, кабинетов и лабораторий.

Враг упорно рвался в Закавказье, техникум вынужден был отправиться в еще более далекий путь – через Каспийское море в г. Кзыл-Орду в Казахстане. Контингент учащихся сильно сократился, но обучение продолжалось, хотя не хватало учебных пособий, кабинетов, учебных мастерских, и бытовые условия были крайне тяжелыми. Возглавлял техникум исполняющий обязанности начальника Валентин Гаврилович Бесовцев, преподавателями работали Павел Ефимович Ильченко, Михаил Иванович Поляшенко и другие, совмещая многие дисциплины.

В феврале 1943 г. техникум возвратился в родной Ростов-на-Дону. Большой ущерб нанесли ему захватчики за время временной оккупации Ростова. Учебные помещения, общежития, мастерские были сожжены или разрушены. «Мы возродим тебя, родной Ростов» – стало девизом ростовчан и коллектива техникума. Восстанавливали разрушенное, занимались в неотапливаемых мало-мальски пригодных для занятий помещениях, достраивали новый учебный корпус, заложенный в довоенное время, и одновременно помогали восстанавливать промышленные предприятия города (Ростсельмаш, Лензавод), жилые и общественные здания.

Все тяготы войны, развязанной немецкими фашистами, в первую очередь легли на плечи воспитанников техникума тридцатых годов. Большинство из них трудовой фронт сменили на военный.

Михаил Михайлович Сурмач (выпускник 1930 г.) работал инженером дистанции пути в г. Дербенте. После краткосрочных артиллерийских курсов стал защитником Кавказа. Будучи командиром батареи, участвовал в освобождении Кубани, Украины, Молдавии, Румынии и Польши. За ратные подвиги в Яссо-Кишиневской операции и за захват плацдарма на западном берегу Вислы ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Выпускник 1933 г. Василий Тихонович Безуглов, как и многие железнодорожники ст. Крымская, где он работал начальником дистанции пути, ушел в партизанский отряд. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Выпускник техникума 1940 г. Иван Васильевич Данилов прошел трудный боевой путь в составе железнодорожных войск в условиях отступления от западной границы до Черных земель Калмыкии, принимал участие в строительстве стратегической дороги Кизляр – Астрахань в тяжелых климатических и фронтовых условиях. А потом снова прошел путь до западной границы и озера Балатон в Венгрии, восстанавливая разрушенные врагом мосты и путевое хозяйство железных дорог.

Нельзя не сказать о воспитанниках техникума, трудившихся в тылу и на освобожденных от врага территориях. Это, прежде всего, Иван Дмитриевич Соснов (выпускник 1930 г.). Во время войны возглавлял строительно-восстановительные работы на Калининской железной дороге. С 1975 года – министр транспортного строительства СССР, Герой Социалистического Труда.

Соученик И. Д. Соснова по техникуму Василий Иванович Прядко с 1940 г. работал заместителем начальника «Печорстроя», начальником управления строительства железнодорожных линий Котлас – Воркута, Комсомольск – Советская Гавань.

Семен Васильевич Кутафин (выпускник 1927 г.) – первый кавалер высшей награды железнодорожной отрасли в СССР – знака «Почетный железнодорожник», за заслуги в обеспечении перевозок для фронта и в восстановлении железнодорожного хозяйства ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. С началом Великой Отечественной войны руководимая Кутафиным С.В. Южная железная дорога стала одной из основных магистралей движения военных эшелонов с людьми и грузами в обе стороны. Позднее, летом 1943 года он возглавлял оперативную группу железнодорожников Московско-Курской, Южной и Московско-Киевской железных дорог, обеспечивая их бесперебойную работу в период битвы на Курской дуге. С 1944 года Кутафин работал начальником Московско-Курской железной дороги.

Григорий Иванович Головченко (выпускник 1930 г.) с 1940 по 1942 г. работал заместителем начальника Юго-Западной железной дороги.

На разных фронтах, в различных частях от Заполярья до южных границ страны мужественно сражались с врагом и побеждали сотни других воспитанников техникума. Многие погибли в бою за Родину и тогда еще далекую Победу, но в которую они беззаветно верили до конца.