Серебряков Олег Акимович,

кандидат исторических наук, доцент.

Институт в руинах

Если для учебных занятий можно было приспособить несколько аудиторий полусохранившегося учебного корпуса, то жить студентам и преподавателям было негде. Поэтому все внимание руководства института было направлено на восстановление общежития и жилых домов. Уже в ноябре 1943 года при РИИЖТе был организован строительный участок стройуправления С.-К. ж.д., основной рабочей силой которого были военнопленные. Было нечто символическое в том, что поднимали институт из руин те, кто его разрушил.

Весной 1944 года коллектив института возвратился из эвакуации в Ростов, и сразу начались занятия. Они проходили в нетопленных полуразрушенных помещениях вагонного корпуса (ныне энергетический). Читались лекции и проводились практические занятия только по тем дисциплинам, по которым были преподаватели. Студенты, преподаватели, сотрудники активно включились в восстановительные работы. В конце июня 1944 года началась защита дипломных проектов. Получил дипломы инженеров 51 человек, а всего за время войны институт выпустил 401 инженера. К концу августа из Тбилиси выехали все студенты и сотрудники, было перевезено оборудование и имущество.

Коллектив РИИЖТа стал готовиться к новому, 1944/45 учебному году, который стал самым трудным годом за всю историю института. В сентябре 1944 года произошла очередная смена начальника института. В.Ю. Кадзюлис, в связи с переходом на другую работу, был освобожден от занимаемой должности, а его обязанности были возложены на декана единственного в вузе механического факультета доцента А.А. Жданова.

Алексей Акимович Жданов (1906 -1994), один из авторитетнейших ученых института, обладал широким кругозором, большой эрудицией, высокой дисциплиной, исключительным трудолюбием и редким качеством руководителя - умением говорить с людьми, слышать их и убеждать.

Алексей Акимович очень рано, в возрасте 10-11 лет, начал работать, чтобы помочь семье, у которой первая мировая война отняла отца-кормильца. В 1923 году после окончания железнодорожной школы он трудился в Новороссийском порту и на вагоноремонтном заводе. В 1927 году А.А. Жданов поступил в Ростовский политехникум путей сообщения, а с образованием РИИПСа - на вечерний факультет института и в 1932 году получил диплом инженера-теплотехника. Молодого инженера, обладавшего хорошей подготовкой, проявившего способности к научно-исследовательской работе и исключительное трудолюбие, оставили для работы в институте. С 1933 года началась его педагогическая деятельность.

Ученик профессора Н.В. Петровского, он активно занимался теоретическими проблемами двигателей внутреннего сгорания. В 1939 году Алексей Акимович успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему: “Пути компенсации мощности, теряемой двигателем при переводе его на газообразное топливо” и ему была присвоена ученая степень кандидата технических наук, а затем ученое звание доцента. В течение тринадцати лет А.А. Жданов был деканом паровозного, а позже - объединенного механического факультета, самого крупного среди механических факультетов транспортных институтов.

В сентябре 1941 года А.А. Жданов возглавил один из сформированных в РИИЖТе батальонов по строительству оборонных укреплений вокруг Ростова. После первого освобождения города Алексей Акимович возвратился в Ростов в качестве уполномоченного с поручением обеспечить сохранность имущества института, собрать студентов и сотрудников, которые отстали от института в тяжелые дни эвакуации, наладить нормальный процесс жизнедеятельности втуза. И вот новое поручение - исполнение обязанностей начальника РИИЖТа. А.А. Жданов горячо взялся за организацию и налаживание работы института в неимоверно тяжелых условиях. По его приказу из студентов были сформированы бригады по ремонту центрального отопления и возведения кирпичных печей в учебных помещениях. Холода начались рано. Уже в конце ноября - декабре 1944 года температура в комнатах общежития и в аудиториях доходила до минус 12 градусов. При дыхании выделялся пар. Он тончайшей пленкой льда оседал на стенах и на досках, писать на них мелом оказалось невозможным. Тряпки замерзали в руках преподавателей. В аудиториях сидели в верхней одежде с поднятыми воротниками и в шапках. Спали также не раздеваясь, часто по несколько человек на одной кровати. Учебный час был сокращен до 30 минут, перерывы длились 15 - 20 минут. После занятий обычно все шли на восстановительные работы. Надо сказать, никто не унывал, не падал духом, все были уверены, что это последняя военная зима. Радостные вести с фронта подкрепляли эту уверенность. Контингент студентов все более пополнялся за счет бывших фронтовиков.

Были вновь привлечены к работе профессора А.П. Коробов, Д.Н. Горячев, Н.Н. Дьяков, доцент К.К. Тепинкичиев, другие научные работники.

10 января 1945 года с опозданием было отпраздновано 15-летие института. Этим небольшим юбилеем как бы подводилась черта под всеми пережитыми трудностями. В начале февраля было пущено центральное отопление учебного корпуса. Начала работать котельная, отапливающая восстановленную часть студенческого общежития. Условия занятий и жизни студентов заметно улучшились. РИИЖТ выстоял, РИИЖТ выжил!

Ранней весной 1945 года из Грузии было получено основное имущество. Прошедший в Ростове и Орджоникидзе зимний набор дал новое пополнение. Научные работники, несмотря на невероятно трудные условия, активно включились в разработку тем по восстановлению и развитию предприятий транспорта и промышленности. Коллектив готовился к предстоящей научно-технической конференции кафедр института. К этому времени широко развернулись восстановительно-строительные работы, начали работать лаборатории, кабинеты, библиотека.

И вот наступил радостный день - День Победы - 9 мая 1945 года. В рядах Советской Армии защищали Родину более 800 студентов и около 30 преподавателей и сотрудников института. Их ратные подвиги стали частицей нашей общей Великой Победы, шаги к которой были очень трудными, порой смертельными. Отдали жизнь за свободу и независимость нашей Родины 30 героев воинов-риижтовцев, имена их выбиты на обелиске, который стоит в сквере нашего университета. Вот эти имена: К.И. Писарев, П.И. Львовский, Ф.А. Лев, Г.П. Полферов, К.М. Съедин, Б.Т. Шерстов, Н.И. Кузнецов, И.Я. Лещинский, А.И. Нецветай, Г.А. Кефчиян, А.В. Васильев, А. Безуглый, А.В. Черненко, Ф.И. Тимонин, Ф.С. Полохин, А.И. Попов, Л.П. Макашин, Б. Гольденберг, А.В. Рубинштейн, П. Пахомов, Б.Ф. Постарнак, Б.К. Асланян, А.Г. Головчанский, А.И. Опанасенко, Д.Я. Ревич, Л.И. Нудельман, П.М. Моисеенко, П.М. Дьяченко, В.К. Тищенко, В.В. Попов.

Пусть каждый из нас, проходя мимо обелиска, склонит голову перед светлой памятью тех, кто выполнил свой сыновний солдатский долг перед Родиной и шагнул в бессмертие.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ….