История студенческих отрядов РГУПС

Целина

В 1956 году Правительство Советского Союза приняло решение об освоении целинных и залежных земель на севере Казахстана (республика входила до 1991 года в состав Союза Советских Социалистических Республик).

1957-1958 годы – на землях Казахстана самоотверженно трудились 376 комсомольцев института. В течение трех месяцев они разгружали вагоны, рубили деревья, строили склад для хранения зерна. Но самое главное – приняли участие в уборке урожая. Отряд РИИЖТа был награжден Красным знаменем, а пятеро студентов РИИЖТа были награждены медалями «За освоение целинных земель».

В 1964 году 60 студентов-риижтовцев опять отправились на целинные земли. Был сформирован отряд для строительства жилых домов, производственных и животноводческих объектов в совхозе Афанасьевский (Казахстан). План освоения капиталовложений был выполнен на 140 процентов.

1966 год – сто бойцов выехали в совхоз Гусаревский Северо-Казахстанской области. В общей сложности только в этой области стройотрядовцы РИИЖТа построили 4 школы на 680 мест, 36 щитовых жилых домов, 23 коровника, свинарника и телятника, 6 клубов и детских садов.

За ударную работу студенты награждены медалями «За освоение целинных земель», почетными грамотами ЦК ВЛКСМ Казахстана. Комсомольская организация института по решению ЦК ВЛКСМ за огромные успехи занесена в летопись трудовых дел.

Байкало-Амурская магистраль

1970–1980-е годы – пик популярности стройотрядов. Исполненная в одном из кинофильмов песня «Яростный стройотряд» надолго определила образ участника стройотряда: «свежий ветер», «огонь крылатый», «сильный духом». Целыми эшелонами студенты уезжали на Крайний Север и Дальний Восток, где могли не только проявить себя, но и заработать большие деньги.

В 2024 году исполняется 50 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Студенты, преподаватели и сотрудники РИИЖТа – РГУПСа принимали активное участие в строительстве БАМа.

В 1975 году, ровно через год после начала строительства, на БАМ вылетел сводный студенческий строительный отряд РИИЖТА в количестве 120 человек. Командир отряда – студент механического факультета Виталий Шаповалов, комиссар отряда – студент энергетического факультета Александр Коровайный. Ребята работали три месяца в г. Шимановске на строительстве комбината железобетонных конструкций.

В 1981 году Областной штаб ССО Ростовской области сформировал и отправил на БАМ для работы в трудовом семестре интернациональный отряд «Интер-81», в состав которого вошли студенты РИИЖТа, а возглавил его Виктор Савельев – студент, секретарь комитета комсомола механического факультета РИИЖТа. Посланцы Палестины, Иордании, Кубы, Лаоса, Вьетнама и нашей страны строили поселок Магистральный в Иркутской области для железнодорожников станции Киренга. За время работы отрядом были построены: первая бетонная дорога на БАМе, жилые дома, детский сад, подготовлен к сдаче железнодорожный вокзал. Стройотрядовцы были включены в социалистическое соревнование и работали под девизом: «Даёшь скорый поезд Лена – Кунерма». Это первый пассажирский поезд, прошедший по западному участку БАМа 29 октября 1981 года – в день рождения Ленинского комсомола. ССО «Интер-81» занял в соревновании 1-е место по зоне БАМа. Виктор Савельев, командир отряда, был награжден знаками ЦК ВЛКСМ «Гвардеец пятилетки 111 степени» и «За участие в строительстве БАМа».

В 2022 году 106 студентов – слушателей Военного учебного центра РГУПС в составе студенческого отряда работали на реконструкции БАМа в Амурской области в пос. Вехнезейск, пос. Огорон, ст. Драгошевск, ст. Тунгала.

В 2023 году студенческий отряд РГУПС продолжил работу на Байкало-Амурской магистрали.

Атоммаш

В 1975 году строительство завода тяжелого машиностроения «Атоммаш» в г. Волгодонске Ростовской области было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В Волгодонск начала приезжать молодежь по комсомольским путевкам и первые студенческие строительные отряды.

В 1976 года на строительстве крыши 3-го корпуса Атоммаша работал студенческий строительный отряд им. 17-го съезда комсомола, сформированный из студентов РИИЖТа. 60 бойцов освоили 340 тысяч рублей капиталовложений. Это был самый высокий показатель среди всех отрядов ССО, работавших на Атоммаше. Отряд награжден грамотой Областного комитета КПСС.

В 1982 году работа студентов РИИЖТа на Всесоюзной ударной стройке продолжилась. Пять отрядов освоили 1,7 миллиона рублей капитальных вложений и были награждены грамотой Обкома КПСС. А отряд им. Героя Советского Союза С. Вавилова (командир В. Севостьянов, комиссар М. Киракосов) отработал часть своего времени на строительных объектах Волгодонска безвозмездно и перечислил 2000 рублей на счет Цимлянского детского дома, а остальные деньги – на строительство памятника сотрудникам и студентам РИИЖТа, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В 1987 году два студенческих строительных отряда РИИЖТа приняли участие в сооружении подъездных путей к заводу «Атоммаш».

На фото – студенческий строительный отряд им С. Вавилова, 1975 г.

Бойцы ССО им. С. Вавилова на строительстве «Атоммаш», 1982 г.

Армения

7 декабря 1988 года в Армянской республике произошло землетрясение, которое позже назовут самой разрушительной катастрофой XX века. За 30 секунд был разрушен г. Спитак, почти полностью уничтожены г. Ленинакан и Кировакан. Полмиллиона людей остались без крова, 25 тысяч погибли, огромное количество были ранены. На помощь пострадавшим ехали люди со всего мира.

Не остался в стороне и Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта. В первый же день комитетом комсомола вуза при поддержке ректората был сформирован студенческий спасательный отряд из числа добровольцев для оказания помощи пострадавшим в результате землетрясения. Из большого количества желающих отобрали сто человек – лучших из лучших. В основном это были ребята, успевшие до поступления в вуз окончить рабфак, поработать на производстве или отслужить в армии, т.е. имевшие какие-то практические навыки.

Уже 8 декабря отряд «Интернационалист» под руководством секретаря комитета комсомола РИИЖТа Али Узденова вылетел в Армению. В течение трех месяцев студенты работали в разрушенном городе – спасали и восстанавливали.

Стройотрядовцы РИИЖТа разбирали завалы, восстановили работу привокзальной столовой, которая ежедневно кормила обедами более 500 человек, восстановили железнодорожные пути станции Ленинакан, восстановили железнодорожную связь, наладили разгрузку вагонов, повели первые локомотивы, заняв места машинистов.

За ударный труд во время ликвидации последствий землетрясения 16 бойцов студенческого отряда были награждены правительственными наградами – медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Командир отряда Али Узденов награжден «Орденом Дружбы народов» и знаком «Почетный железнодорожник».

Наводнение

Лето 2002 года. Студенты РГУПС откликнулись на беду, которая произошла в Ставропольском крае, где в результате сильнейшего наводнения было затоплено большинство населенных пунктов. В первые часы затопления, когда были обесточены устройства перевода (СЦБ) на железной дороге, 50 студентов РГУПС вручную переводили стрелки железнодорожных путей. В первые дни после наводнения были созданы и приступили к работе добровольные строительные отряды в количестве 67 человек. Студенты восстанавливали разрушенные объекты в зонах, пострадавших от наводнения: г. Прохладный – 18 человек, с. Ульяновка – 7 человек, г. Моздок – 9 человек, п. Первомайский – 12 человек, с. Левокумка – 8 человек, г. Гулькевичи – 13 человек, г. Невинномысск – 15 человек. Около 450 студентов университета участвовали в проведении ремонтно-восстановительных работ в районах станций Невинномысск и Георгиевск. Студенты и преподаватели взяли шефство над разрушенной стихией Барсуковской средней школой Кочубеевского района Ставропольского края. К началу нового учебного года студенческие отряды РГУПС восстановили кабинеты, спортивную базу, территорию школы.

Олимпиада в г. Сочи

В 2009 году совместно с ОАО «РЖД» Ростовский государственный университет путей сообщения для строительства объектов Олимпийских игр 2014 года сформировал студенческий строительный отряд «Дон» в количестве 21 человека. В течение двух месяцев отряд трудился в г. Сочи на левом берегу реки Мзымта, сооружая берегоукрепительные сооружения из габионных конструкций для совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер – горноклиматический курорт Альпика-Сервис.

В августе 2009 г. бойцов отряда посетил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев. Перед началом встречи Дмитрий Анатольевич осмотрел участок, на котором работают ребята. В неформальной беседе с нашими студентами президент страны интересовался их бытом, заработной платой, планами на будущее и с удовольствием поделился своими воспоминаниями о работе в студенческих строительных отрядах.

2010 год. Студенческий строительный отряд РГУПС – самый многочисленный отряд ССО в России (200 человек). За отличную работу на строительстве Олимпийских объектов награжден переходящим знаменем как лучший строительный отряд летнего трудового семестра.

Открывок из газеты. На фото – вручение переходящего знамени лучшему отряду трудового семестра Сводному студенческому строительному отряду РГУПС.

2011 год. Студенческий строительный отряд РГУПС – самый многочисленный отряд в России более 210 человек. За отличную работу на строительстве Олимпийских объектов ребята награждены дипломами и грамотами ОАО «Российские железные дороги».

Работа студенческих отрядов РГУПС на Олимпийских объектах была продолжена в течение следующих лет и в дни проведения Олимпиады 2014 года.

Железная дорога

Начиная с шестидесятых годов, ежегодно студенческие отряды РГУПС трудятся на объектах железнодорожного транспорта, участвуя в реконструкции и строительстве железнодорожного полотна, сооружении станций, мостов и тоннелей.

1962 год – 740 студентов приняли участие в строительстве новой железнодорожной линии Усть-Донецкая, электрифицировали станции Хапры, Таганрог, Лихая, Ростов-Главный.

1966 год – в РИИЖТе создан штаб по организации стройотрядов, сыгравший значительную роль в развитии движения ССО. 150 комсомольцев отправились на строительство железной дороги «Элиста – Дивное». Во главе отряда В. Глебов и В. Кравчук. 109 комсомольцев трудились на строительстве береговых сооружений в г. Хосте, школы в г. Адлер. Ежедневная выработка составляла 180 процентов дневной нормы.

В 1967 году строительство железнодорожной линии «Элиста – Дивное» продолжено. В честь 50-летия великого Октября создается отряд «Элиста-50». За три года бойцы отряда освоили около миллиона рублей капиталовложений. За выдающиеся успехи отряд РИИЖТа награжден Красным знаменем Центрального штаба ЦК ВЛКСМ и Минтрансстроя СССР, занесен в книгу почета Калмыцкой АССР. На станции Ульдюжены в честь трудовой доблести риижтовцев была установлена мемориальная доска.

На фото – Красное знамя Центрального штаба ЦК ВЛКСМ студенческому строительному отряду РИИЖТа, 1967 г.

1967 год – 20 студентов работали в составе студенческого строительного отряда в Болгарии. Продолжено строительство объектов на Северо-Кавказской железной дороге.

1974 год – строительный отряд факультета «Автоматика, телемеханика и связь» производил работы по реконструкции стыковой станции Дербент. Командир отряда М. Штепа, комиссар В. Филимонов.

1975 год – сформирован студенческий строительный отряд, который отправился внедрять устройства железнодорожной автоматики и телемеханики на Забайкальскую железную дорогу.

1984 год – участие студенческих строительных отрядов в строительстве железнодорожных путей западного обхода г. Ростова-на-Дону.

1988–1989 год – студенческий строительный отряд «Экспресс» работал на реконструкции и строительстве железнодорожных путей в районе г. Архангельск, ст. Скрлахта и ст. Плесецк.

2009 год – строительные отряды (113 человек) работали на объектах Северо-Кавказской железной дороги. Места дислокации: г. Батайск, г. Краснодар, г. Армавир, г. Ростов, г. Туапсе, г. Миллерово.

Отряд поездных электромехаников (ПЭМы)

В 2021–2022 году впервые была организована программа обучения по профессии «Поездной электромеханик». Данное направление отряда – единственное в России! В 2022 г. было подготовлено 24 ПЭМа, которые отработали трудовой семестр в ЛВЧ Адлер и ЛВЧ Новоросийск.

Благодаря качественной подготовке и усердному труду бойцы отряда поездных электромехаников были отмечены руководством Северо-Кавказского филиала АО «ФПК». В 2022 году был дан запрос на обучение второй волны ПЭМов. Весной 2023 года РГУПС выпустил еще 20 специалистов, которые будут работать в ЛВЧ Адлер, ЛВЧ Новороссийск, ЛВЧД Минеральные Воды.

Поездной электромеханик контролирует состояние и работу многих узлов в пути следования: устройств внутрипоездной связи, ходовой части, тормозного оборудования, приборов обогрева и кондиционирования, автоматических дверей (если они есть в вагоне), компрессоров, а также всех электрических агрегатов: генераторов, выпрямителей, преобразователей и так далее.

Распределение осуществлено таким образом, что у каждого студенческого отряда проводников есть свой поездной электромеханик (чаще всего несколько), что облегчает работу и взаимодействие в пути следования.

Выпускники программы обучения «Поездной электромеханик», 2022 г. с деканом Электромеханического факультета Яицковым И.А. и преподавателями дисциплин.

Студенческие отряды проводников

Ежегодно, начиная с 1980 года, формируются студенческие отряды проводников (СОП), которые обслуживают транспортные маршруты всех направлений Российских железных дорог и зарубежья.

В 2018 году в Ростове-на-Дону на базе РГУПС прошел Всероссийский конкурс профессионального мастерства студенческих отрядов проводников. В конкурсе приняли участие 56 студентов – представителей Российских студенческих отрядов из 28 субъектов страны, которые прошли конкурсный отбор в своих регионах. Участникам представилась возможность показать уровень своего профессионального мастерства и умение решать любые нештатные ситуации в вагоне.

Отряды проводников пассажирских вагонов особенно популярны у студентов РГУПС. Отбор в них происходит на конкурсной основе, т.к. желающих попасть в отряды гораздо больше, чем сформированных мест. Места дислокации: пассажирские вагонные депо г. Адлера, г. Новороссийска, г. Ростова-на-Дону, г. Владикавказ. Обслуживание пассажиров осуществляется по следующим направлениям: Воркута, Мурманск, Архангельск, Санкт-Петербург, Москва, Адлер, Крым и многие другие.

Материал подготовлен Курзиной Людмилой Николаевной на основании архивных данных выставочного комплекса РГУПС.