Офицер для особых поручений

ОФИЦЕР ДЛЯ ОСОБЫХ ПОРУЧЕНИЙ

На днях, в канун майских праздников, профсоюзная организация и Совет ветеранов Ростовского государственного университета путей сообщения в торжественной обстановке поздравили своего бывшего сотрудника – начальника общевойского цикла, а затем продолжившего свою работу в этом же вузе в должности декана рабочего факультета, фронтовика Великой Отечественной войны, полковника в отставке Федора Васильевича Орлова с 90-летием.

В музее РГУПС к этому юбилею было приурочено открытие постоянно действующей экспозиции, посвященной славному боевому пути ветерана.

А начался он для него, «скороспелого» лейтенанта, выпускника Орджоникидзевского военно-пехотного училища, в июне 1942 года, когда создалась угроза выхода немецких войск к Волге.

Тогда же личный состав училища был переброшен на Сталинградское направление, где занял оборону на левом берегу реки Чир у города Суровикино. Именно здесь и получил Орлов свое боевое крещение.

В неравной схватке с врагом на рубеже Котлубань – Малая Россошка – Цибенко его рота сражалась геройски, уничтожив больше сотни солдат и офицеров противника, одиннадцать из которых он по праву записал на свой счет. За проявленные в бою мужество, оправданный риск и смекалку 3 сентября 1942 года он был награжден медалью «За отвагу», а на воротнике гимнастерки к двум «кубикам» прибавился третий – он стал старшим лейтенантом.

Дальше уже были бои за оборону Сталинграда. Весь мир знает, какой ценой досталась нашей стране победа на волжской твердыне. Дело близилось к логической развязке. Подготовка контрнаступления наших войск по окружению немецко-фашистской группировки проводилась скрытно, по ночам, с соблюдением светомаскировки. Были запрещены всякие переговоры по телефонам и рациям. Для доведения распоряжений и приказов штаба фронта до частей и соединений, выходящих в районы сосредоточения, была создана группа офицеров. В нее входил и старший лейтенант Ф.В. Орлов, который обеспечивал связь с командиром 4-го механического корпуса генералом В.Т. Вольским.

Возникла непредвиденная ситуация, от которой зависел успех по взятию в кольцо войск противника в Сталинграде. Случилось так, что 4-й мехкорпус, преследуя убегающих румын, вышел в район населенного пункта Зеты и безо всякой на то причины там остановился.

Командующий Сталинградским фронтом генерал А.И. Еременко направил ранним утром 22 ноября на самолете офицера Орлова с запиской к генералу Вольскому, в которой потребовал незамедлительно продолжить движение и в этот же день к 12.00 выйти на рубеж Крывомузинская – Карповка. Орлов записку вручил в 7.30, а к 12.00 4-й мехкорпус соединился с частями Юго-Западного фронта, замкнув кольцо окружения немецких войск под Сталинградом.

Выполненное в срок старшим лейтенантом Орловым приказание послужило поводом для назначения его «офицером для особых поручений» командующего Сталинградским фронтом и присвоения ему звания «капитан».

После разгрома группировки войск генерал-фельдмаршала Манштейна, шедшего на выручку Паулюсу, 1-го января 1943 года Сталинградский фронт был переименован в Южный фронт, который преследовал противника, отходящего на Ростов.

Капитан Орлов в качестве «офицера для особых поручений» теперь уже командующего Южным фронтом генерал- полковника Р.Я. Малиновского непосредственно участвовал в освобождении Ростова-на-Дону 14 февраля 1943 года.

Без малого шестьдесят лет прошло со дня митинга ростовчан, посвященного освобождению родного города от фашистских захватчиков. Но, по словам Федора Васильевича, он до сих пор помнит, как со слезами долгожданной радости люди встречали своих освободителей. Может быть, именно тогда и решил он после войны навсегда связать свою судьбу с этим городом.

Но война еще не закончилась, и загадывать дальнейшую судьбу было делом рисковым.

В конце апреля 1943 года капитан Орлов снова у своего прежнего командующего генерал-полковника А.И. Еременко, который теперь уже возглавил Калининский фронт.

Вот один из эпизодов, взятый из автобиографического очерка этого маршала:

«В один из дней в политуправлении фронта рассказали мне о подвиге рядового 2-го батальона 254-го гвардейского полка 9-й стрелковой бригады комсомольца Александра Матвеевича Матросова. Совершил он его зимой, 23 февраля 1943 года, во время боя за деревню Чернушки. Я поинтересовался, как отмечен самоотверженный подвиг советского солдата. Оказалось, что пока никак. Это удивило меня. Я направил офицера по особым поручениям майора Ф.В. Орлова в полк выяснить все детали героических действий Матросова. Возвратившись, вот что он мне рассказал.

В районе Западной Двины, в Земцах, получили пополнение из курсантов Краснохолмского пехотного училища. В числе их прибыл рядовой Матросов.

23 февраля 1943 года часть во взаимодействии с другими соединениями корпуса перешла в наступление под городом Локней с задачей выйти на линию железной дороги Локня – Насва.

2-й батальон наступал на деревню Чернушки, пытаясь овладеть ею. Солдаты поднялись в атаку, застрочил пулемет. Пехота залегла. А.М. Матросов получил приказ уничтожить укрепленную огневую точку противника. Юноша подполз к доту, закрыл собой амбразуру и тем самым погасил огонь пулемета.

Матросов погиб геройской смертью, обеспечив успех подразделению.

На основании этих достоверных данных мною было направлено представление о присвоении рядовому А.М. Матросову посмертно звания Героя Советского Союза. Ходатайство было удовлетворено, и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года Александру Матросову было присвоено это высокое звание. А 8 сентября приказом № 269 народного комиссара обороны отважный воин был навечно зачислен в списки 1-й роты 254- го гвардейского полка, а полк стал носить имя Александра Матросова.

Подвиг Матросова служил примером доблести и героизма для воинов Красной Армии. В период Великой Отечественной войны его повторили 276 человек».

Уже в послевоенное время в своей книге воспоминаний «Годы возмездия» А.И. Еременко напишет:

«Ф.В. Орлов, начиная со Сталинграда и вплоть до конца войны, состоял при мне офицером для поручений. Храбрость и исполнительность были его отличительными качествами. Он выполнял немало заданий, связанных с большой ответственностью и риском. Мы попадали с ним в весьма сложную обстановку, и мне представляется, что его находчивость и бдительность не раз избавляли нас обоих от смертельной опасности».

Такое признание Маршала Советского Союза многого стоит. Орлов – участник освобождения от оккупантов Смоленска и Невеля, в составе Отдельной Приморской Армии выбивал фашистов из Крыма. Сражался с ними в Латвии, Польше, Чехословакии.

И в довершение написанного хочется заметить, что полноценный вес ратному подвигу Федора Васильевича придают награды на его парадном кителе, где, наряду с наиболее дорогими его сердцу нашими медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда» и орденами «Боевого Красного знамени» и «Отечественной войны» 1-й и 2-й степени, поблескивают и зарубежные – «Высший военный крест Чехословакии» и польский крест «На поле хвалы».

Альберт Гончаров

На снимке: заместитель председателя Совета ветеранов РГУПС, доцент А.Б. Балиоз и председатель студенческого профкома Д.А. Киселев вручают Ф.В. Орлову Приветственный адрес.
Фото А. Маркина.