В Москве состоялся IX съезд Российского союза ректоров. На съезде обсуждались самые актуальные вопросы и проблемы высшей школы и пути их решения. О стратегии развития и преобразованиях в работе вуза, о перспективах и новом подходе к подготовке кадров рассказывает ректор Ростовского государственного университета путей сообщения, академик РАН В.И. Колесников.
Во-первых, мне очень приятно, что руководство страны понимает: студенчество – это серьезная часть нашего общества, это будущее всех наших технологических, инновационных процессов. Приезд на съезд ректоров главы государства говорит о том, что действительно отношение к социальным программам, в том числе к образованию, является приоритетным.
Во-вторых, я почувствовал, что ректорский корпус в своем большинстве стал более позитивно относиться к реформам, которые проводятся в области высшего образования. Конечно, можно и нужно многое критиковать, но уже появились и конструктивные предложения. В частности, было одобрено назревавшее решение: дать заочникам возможность сдавать вступительные экзамены по старой, традиционной форме.
Важный момент, на мой взгляд, в выступлении президента Дмитрия Медведева – призыв к тому, чтобы задача распределения студентов, их будущей работы решалась заранее, в процессе учебы, с привлечением бизнеса. Это тем более приятно, поскольку мы у себя в вузе этим активно занимаемся.
И особенно важен определенный президентом вектор социальной защиты студентов в условиях финансового кризиса.
В Ростовском государственном университете путей сообщения уже давно действует широкая программа мер по поддержке студенчества. Моя позиция такова: молодым людям не надо давать финансовые костыли, им надо дать возможность заработать! Конечно, есть категории студентов – сироты, беременные студентки, инвалиды – каждому из которых вуз должен помочь, но их немного. А если это здоровый молодой человек, он с удовольствием свои мышцы и голову потратит, чтобы заработать. А резервы у вузов есть.
Как это делается у нас? Направлений у нас много. Во время летних каникул наши студенты работают в отрядах проводников и в строительных отрядах, предварительно пройдя во время учебы дополнительную подготовку по одной из 41 рабочих специальностей, по их выбору.
Мы добиваемся того, что во время производственной практики практически все студенты работают на оплачиваемых должностях.
Далее. Мы ввели норму о выполнении не менее 10% от фонда оплаты труда по научным договорным хозрасчетным работам для привлечения к их выполнению студентов. Только за прошлый год объем наших научных хоздоговоров составил 240 миллионов рублей. Здесь убивается сразу несколько зайцев: студенты получают навык работы, деньги и перспективу.
Есть у нас и своя студенческая биржа труда. Хочешь заработать – утром в 6 часов утра встань, подмети и убери за полтора часа свой участок. Вечером удобней – мы найдем работу вечером. Ночью? И ночью найдем. Возможностей много – у нас в университете более половины дежурных электриков, сантехников, слесарей и так далее – студенты.
Есть еще одна очень важная тема, к решению которой мы приступаем уже сегодня. Это грядущая Олимпиада в Сочи. Мы рассматриваем наши возможности с двух сторон. Во-первых, в работах по ее подготовке заметную роль могут сыграть студенческие стройотряды – как я уже говорил, мы даем нашим студентам большой набор рабочих специальностей. И второе – проведение самой Олимпиады потребует большое количество обслуживающего персонала. Этот аспект мы считаем стратегически важным для нашего университета и уже сегодня начинаем работу по подготовке волонтеров, с учетом международного опыта. В первую очередь речь идет и о языковой подготовке – достаточное знание одного-двух иностранных языков, и о совершенствовании профессиональной компетенции будущих волонтеров. Сейчас мы разрабатываем соответствующие программы, уточняем формат сотрудничества с зарубежными партнерами, уже имеющими опыт подготовки волонтеров. 2014 год не так далек, и мы планируем запустить эту программу уже в будущем году.
Мы убеждены, что участие РГУПС в организации и проведении такого масштабного, значимого для нашей страны мероприятия – это и уникальный шанс для наших студентов использовать свой интеллектуальный потенциал, и школа воспитания патриотизма, приобщения к большому государственному проекту. Кроме того, знания, которые приобретут студенты, помогут им в дальнейшей жизни. Все это помогает решать основную нашу задачу – повышение качества подготовки специалистов, создание условий для интеллектуального развития студентов. Мы уделяем этому самое пристальное внимание: внедрили и широко используем компьютерные методы тестирования знаний студентов, создали Центр мониторинга качества образования и во время экзаменационной сессии проводим оценку знаний студентов с помощью современных компьютерных технологий. Центр мониторинга качества образования – это наш ответ на основные вызовы сегодняшнего дня: снижения уровня школьной подготовки и повышение требований работодателей к компетенциям выпускника.
Наша общая задача сегодня – подготовка таких специалистов, которые не только должны уметь адаптироваться к изменениям в стране и мире, но сами должны формировать изменения.
И это уже принципиально новый подход к подготовке кадров!
Газета «Московский комсомолец на Дону» N 15, от 8-15 апреля 2009 года