Юбилей конференции совпал с рядом значимых дат: текущий год объявлен Годом педагога и наставника; в ознаменование этого события при поддержке Южного федерального университета и Совета ректоров вузов Юга России должен состояться V Всероссийский научно-образовательный форум «МИССИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ», и конференция стала первым мероприятием в рамках этого Форума, а РГУПС ‒ партнером ЮФУ по организации научных мероприятий.
Пленарное заседание, которое проходило в очно-дистанционном режиме, было посвящено обсуждению актуальных вопросов высшего образования как в Российской Федерации, так и в мировом образовательном пространстве. Были также рассмотрены перспективы развития кадрового потенциала, научно-педагогической деятельности преподавателей высшей школы, использования инновационных технологий в образовательном процессе и другие актуальные вопросы.
С приветственным обращением к участникам конференции обратился ректор РГУПС, д.т.н., профессор Верескун В.Д., который отметил, что современный преподаватель должен не только глубоко знать свою дисциплину и использовать различные современные методы обучения, но и обладать харизмой, чтобы увлечь и заинтересовать обучающихся. В своем приветствии участникам конференции декан гуманитарного факультета В.А. Осипов отметил, что это важное научное событие проходит в год празднования 30-летия Гуманитарного факультета.
В юбилейной конференции приняли участие ученые из 28 российских вузов. Среди зарубежных участников следует отметить преподавателей и обучающихся из Таиланда (Университет Суан Сунанда Раджабат, Бангкок), Республики Беларусь (Учреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта» (БелГУТ), г. Гомель), Республики Мали и Ямайки.
Первым в ходе пленарного заседания выступил В.В. Сериков, член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ, лауреат Премии Правительства России в области образования, главный научный сотрудник лаборатории теоретической педагогики и философии образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва. Он развернул перед слушателями широкий спектр проблем, стоящих сегодня перед российским высшим образованием, и отметил готовность большинства педагогических кадров к их эффективному решению.
На серьезные проблемы, связанные с достижением гражданской идентичности, обратила внимание в своем выступлении д. пед. н., профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Почетный доктор ДГТУ Н.Ф. Ефремова.
Об особенностях педагогической деятельности в университетах Белоруссии и опыте использования эффективной технологии «перевернутый класс» сообщила Т.А. Власюк, к.т.н., декан факультета обучения иностранных граждан БелГУТ, г. Гомель.
Активную дискуссию вызвал доклад О. В. Григораша, д. тех. н., д. пед. н., профессора, заведующего кафедрой Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина (КубГАУ), г. Краснодар на тему: «Методика оценки качества научно-педагогических кадров вуза».
С актуальными докладами на Пленарном заседании выступили ведущие российские ученые: Е. А. Мелёхина, к.пед.н., доцент, декан факультета гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), г. Новосибирск, доклад «Преподаватель высшей школы: двадцать лет в двадцать первом веке»; А.Г. Бермус, д.пед.н., профессор, заведующий кафедрой ЮФУ, доклад «Качество образования как проблема трансформации научно-образовательной инфраструктуры»; И.С. Волегжанина, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой Сибирского государственного университета путей сообщения (Новосибирск), доклад: «Отраслевой университет: на пути развития в Университет-«Фабрику знаний»»; Т.Е. Исаева, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Иностранные языки» РГУПС с докладом на тему: «Модернизация и цифровизация образовательных технологий в современном университете»; Л.И. Столярчук, д.п.н., профессор Волгоградского социально-педагогического университета, доклад на тему; «Гендерный подход в современном вузе: проблемы и перспективы».
В ходе Пленарного заседания и работы секций участники мероприятия не только успешно обменялись опытом, но и представили свои конструктивные предложения по перспективным направлениям реформирования отечественного высшего образования, путям внедрения инновационных технологий и цифровизации образования, а также роли преподавателя в этих процессах.