Георадиолкация

Георадиолокационная диагностика железнодорожного пути с использованием съемных геодефектоскопных тележек и в составе диагностических комплексов (рис. 1)

Рис. 1

Созданный в содружестве с группой компаний «ТВЕМА» георадиолокационный программно-аппаратный комплекс в составе диагностического комплекса «ИНТЕГРАЛ» (рис. 2), выполняет расшифровку радарограмм в режиме реального времени (рис. 3) и в режиме камеральной обработки.

Рис .2

Рис .3

Решаемые задачи при планировании ремонтно-путевых работ и контроле качества их выполнения:

- определение толщины балластного слоя

- определение загрязненности балластного материала,

- мониторинг развития балалстных углубления

- оперделение сезонного и пикового увлажнения грунтов подбалластной зоны.

- определение размеров уложенных защитных слоев

Детальная диагностика земляного полотна в составе инженерно-геологических изысканий с построением продольных (рис. 3) и поперечных (рис. 4) геологических разрезов, а также компьютерных моделей (Рис. 5)

Рис. 3.

Рис. 4

Рис. 5

Мониторинг деформативности земляного полотна

Проведена работа по определению причин деформаций первого пути и железнодорожной платформы по ст. Якорная Щель и выявлению мест повышенной деформативности земляного полотна за год наблюдений. На рис. 6 приведены результаты интерпретации георадиолокационных разрезов. Прослеживается рост деформаций земляного полотна в течении года эксплуатации

Рис. 6

Сравнение результатов обработки лент вагона-путеизмерителя по параметру «просадка» и послойного георадиолокационного сканирования (рис. 7) в процессе комплексной диагностики позволяют выявлять деформации на начальном уровне их развития. На рис. 7 приведены результаты:

A) результат обработки лент вагона-путеизмерителя;

B) послойная обработка георадиолокационного профиля (декабрь 2009 г.);

C) послойная обработка георадиолокационного профиля (май 2010 г.);

D) послойная обработка георадиолокационного профиля (сентябрь 2010 г., в сухой период)

E) послойная обработка георадиолокационного профиля (сентябрь 2010 г., после дождя).

Наблюдается изменение влажности грунтов земляного полотна, и, как следствие, искажение геометрических параметров рельсовой колеи по просадкам в местах избыточного увлажнение земляного полотна.

Рис. 7

Диагностика застенных полостей обделки тоннелей (рис. 8) и водопропускных труб (рис. 9) при проектировании ремонтов и реконструкции ИССО

Рис. 8

Рис. 9

Определение пространственного положения арматурного каркаса железобетонных конструкций, например, буронабивных свай (рис. 10) подпорной стены на свайно-ростверковом основании (рис. 11) позволяет оценить качество выполненных работ.

Рис. 10 Рис. 11

Метод георадиолокации используется для поиска подземных сетей инженерного обеспечения в условиях городской застройки. На рисунках 12 и 13 приведены результаты определения местоположения трубы на глубине 1,5-2,0 м.

Рис. 12 рис. 13

Компьютерное моделирование

Опыт применения метода компьютерного моделирования позволил разработать уникальные конструкции берегозащитных сооружений при строительстве совмещенной железной дороги к Олимпийским объектам на Красной Поляне. Конструкция должна выдерживать пиковые паводки на р. Мзымта, зарегистрированные за 150 лет наблюдений.

На рис. 14 приведены результаты моделирования гидрологических режимов в русле реки Мзымта при пиковом паводке воды.

Рис. 14

С использованием методов компьютерного моделирования проведены работы по оптимизации конструкции пляжеудерживающей каменнонабросной буны при экстремальных уровнях волнения моря (рис. 15).

Рис. 15

Актуальной задачей в условиях многофакторного эксперимента является моделирование и прогнозный расчет пропускной способности мостов и водопропускных труб с учетом фактического расхода воды с площади водосборного бассейна (рис. 16), интенсивности выпадения осадков, направления и продолжительности ветра. На рис. 17 приведены результаты моделирования гидрологического режима реки Цыпка с учетом прогнозируемого ливня при подпоре воды со стороны реки Туапсе. Указанные модели могут являться составной частью системы мониторинга подтоплений территорий с учетом пропускной способности искусственных сооружений

Рис. 16

Рис. 17

Еще одной задачей, решаемой с использованием методов компьютерного моделирования, является изучение динамического воздействия подвижного состава на земляное полотно при движении поездов повышенной массы и длины. На рис. 18 приведены результаты расчета распространения колебаний в насыпи при поездном воздействии 30 т/ось. Результаты моделирования могут применяться при проектировании реконструкции и усиления деформативного земляного полотна.

Рис. 18