Противоползунная система

Существует большое число горок малой мощности, механизация которых по экономическим и технологическим причинам нецелесообразна. Управление скоростью скатывания в этом случае осуществляется вручную с использованием тормозного башмака.
Тормозной эффект башмака основан на замене трения качения колёсных пар на трение скольжения башмака и неподбашмаченного колеса по рельсам.

1 - башмак, 2 - рельс, 3 - колесо, 4 - балка подтормаживающая, 5 - тяга, 6 - пружина,
7 - рельс, 8 - упор, 9 - основание, 10 - шпала, 11- колесо

Образование ползуна можно предотвратить путём смены поверхности контакта неподбашмаченного колеса подбашмаченной пары с рельсом, за счёт её проворачивания. Для реализации этого подхода разработана противоползунная система.
В процессе движения юзом неподбошмаченное колесо 11 подбашмаченной пары попадает в рабочий зазор h и под действием горизонтальной силы F3 на боковую поверхность колеса проворачивается.
Эксплуатационные испытания противоползунной системы на станции Ростов-Западный СКЖД показали, что предлагаемая конструкция обеспечивает проворачивание подбашмаченной колёсной пары.
Разработчик: кафедра “Транспортные машины и триботехника”
Руководитель - д.т.н., проф. Шаповалов В.В.