Размер: A A A
Контраст: A A

Цаллаева Ольга Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе Владикавказского техникума железнодорожного транспорта – филиала РГУПС,

История моей семьи в годы Великой Отечественной войны

Плещет дым газойля горьковатый, Тяжкая колышется броня,

Снова в шлемах танковых ребята

И дороги, полные огня.

(С. Орлов (выпускник Челябинского танкового училища, 1942 года).

Великая Отечественная война постучала в дверь каждого дома нашей страны. Сколько она принесла слез, расставаний и прощаний, бед и скорби, но не сломила дух великого Советского народа. На защиту нашей Родины встали, воистину, «от мала до велика». На пределе человеческих возможностей трудилась вся страна. Трудности тех лет, не обошли стороной и моих родителей, хотя, они были подростками.

Мой отец - Воронин Михаил Стефанович, 1927 года рождения, уроженец Воронежской области. В июле 1941 года был направлен районном военкоматом для обучения, вновь организованного, Челябинское танковое училище в 14 неполных лет. Получил специальность механик - водитель танка.

Папа ушел из жизни в 44 года. Война напомнила о себе тяжелой болезнью. Он не любил вспоминать, те, лихие годы, но гордился тем, что был танкистом. Часто нам, своим пятерым детям, напевал песню «три танкиста, три веселых друга, экипаж машины боевой».

Чтобы описать историю моего отца в годы в Великой Отечественной войны единственным документом под рукой оказался только военный билет, где находятся записи о его солдатском пути. По этим датам я прошла его жизненный путь от июля 1941 года до марта 1951 года.

К моему удивлению, на мои запросы, все многочисленные сайты: «Память народа», «Мемориал», Архив Министерства обороны РФ и его филиал в г. Екатеринбург, давали ответ: на ваш запрос информации нет.

А где взять сведения? За основу взяла историческую справку Челябинского танкового училища, у которого три периода существования, как учебного заведения: История ЧТУ , 1941-1948, История ЧВТКУ, 1967-1998, История ЧВВКУ, 1998-2007, монография кандидата исторических наук Ковшова И. В. - ''Вместе с Танкоградом'', подготовленная к 60-летию Победы в ВОВ и воспоминания выпускнико училища 1941-1948 годов.

Ознакомившись и изучив информацию о задачах Челябинского танкового училища, в годы войны у меня возросло чувство гордости, а также вспыхнули чувства - горечи и обиды за моего отца и за весь личный состав. Сколько было любви к своей стране, воли и самопожертвования ради Великой Победы у этих уставших мальчишек, чтобы пройти этот долгий и трудный путь. Но, к сожалению, в историческом формуляре ВТКУ и ВВКУ не было слов о родстве с Челябинским танковым училищем 1941 года. Как же получилось, что история тех ''военных лет'' училища осталась лишь в стенах Челябинского танкового и не больше? Чтобы искупить вину перед незаслуженно забытыми офицерами танкистками ЧТУ - я пишу о ваших 1941-1948 годах.

Челябинское танковое училище образовалось в начале Великой Отечественной войны, Начальником училища был назначен полковник Игнатьев Алексей Александрович. Стоит отметить, у полковника А.А. Игнатьева был к тому времени самый богатый жизненный и военный опыт, среди преподавательского состава. Рабочий железнодорожных мастерских, солдат Первой мировой, создатель первых отрядов Красной Армии на Великолукском железнодорожном узле. Старший командный состав училища уже был назначен на должности и прибыл для прохождения службы в середине июля 1941года. В течении следующих месяцев 1941 года в училище продолжали поступать на доукомплектование – командный, преподавательский и личный состав курсантских подразделений. Формирование училища в целом было закончено к 1 августа 1941 года и с этого дня оно вошло в состав Уральского военного округа. 1 декабря 1941 года общая численность Челябинского Танкового училища достигла 2,5 тыс. человек. Качественная характеристика курсантского состава была таковой на 30 сентября 1941года: с высшим образованием – 13%; со средним – 44%; незаконченным средним – 43%.

В последующие годы – количество лично состава в наборах с высшим и средним образованием снизилось, но как указывалось выше – увеличился процент фронтовиков, что было существеннее для подготовки.

Главной задачей училища являлось подготовка командиров танковых взводов, командиров танков, военных техников (старших механиков - водителей), для тяжелых боевых машин и тяжелых самоходных артиллерийских установок. Командирам экипажей присваивалось звание лейтенант, мл. лейтенант, старшим механикам водителям – звание техник-лейтенант.

В 1941 году сроки обучения в училище были установлены: для командного состава - 8 месяцев; для военных техников - 9 месяцев. Из первого набора июля-августа 1941 года планировалось в марте-апреле 1942 года выпустить 1500 командиров. До сентября месяца приступить к учебным занятиям не удалось, на первый план вышли вопросы элементарного обеспечения жизнедеятельности училища и номинальной подготовки учебно-материальной базы, ввиду полного отсутствия таковой.

В наследство от артиллерийского полка достались 3- двухэтажные кирпичные казармы, кирпичное здание штаба, деревянное здание санитарной части, барачной постройки клуб, 3 дощатые конюшни, хозяйственные склады и постройки. В бараках разместились учебные классы. Распространены были учебные землянки, вмещавшие по 30–40 человек. В них стояли печки, было электрическое освещение. Только в 1943 году стало достаточно комфортно. Офицерский быт мало отличался от курсантского. Было принято решение о переоборудовании одной из бывших конюшен – под курсантскую и красноармейскую столовую. Помещение было очищено от хлама, навоза, остеклено. Изготовлены собственными силами обеденные столы и скамьи из нетесаных досок. Однако столовая не была утеплена, не имела печей, электрического освещения и котлов. Пищу продолжали готовить в полевых кухнях. Собственными силами было налажено снабжение водой и вывоз нечистот.

В сентябре 1941 года в непростых условиях первые 64 учебных взвода приступили к плановым занятиям. Для курсантов был установлен 12 часовой учебный день. Не менее 8 часов (чаще больше) на полевые, практические, лекционные занятия и до 4 часов самостоятельной подготовки. К этому времени поступили первые 3 тяжелых танка КВ-1 Боевую технику использовали круглосуточно. Составлен специальный график, и занятия на них шли и днём и ночью. За машинами установили круглосуточное техническое наблюдение и обслуживание. В период сентября-октября 1941 года в Челябинском танковом училище, на пороге начинающейся зимы, так и не были решены вопросы по подготовке собственной учебной базы и бытовых проблем. Производственная практика, начавшаяся в первой половине сентября 1941 года, была организована на челябинском танковом заводе, что позволило резко поднять скорость и качество технической подготовки и всего учебного процесса. Курсантов разбивали на смены и группы, которые прикреплялись к определенным мастерам и работали непосредственно в составе бригад цехов. Еженедельно они менялись рабочими местами. Каждый курсант проходил все стадии сборки, как отдельных агрегатов, так и всего танка, наиболее сложные вопросы регулировки и эксплуатации тяжелых боевых машин.. Занятия в цехах оказались очень доходчивыми, и выпускники ЧТУ, на фронте отличались хорошим знанием и умением правильно применять ее в бою. Курсанты участвовали в заводском пробеге танков и передачи их танкистам. Этот ценный опыт челябинцев был одобрен и широко распространен. ''Военная'' производственная практика помогала решать острую нехватку рабочих рук. По отчетам училища ежемесячно курсанты-стажеры собирали до 35 тяжелых танков и САУ в сборочном цехе, плюс работа в других - моторный, сдаточный. Основной задачей было подготовить ребят действовать в условиях маршевой роты. Маршевая рота — это танковое подразделение, готовое к немедленному применению в бою. Члены маршевой роты Т-34, , проходили подготовку в составе танкового взвода и танковой роты. Такой коллектив можно было использовать на фронте сразу, и как боевую единицу, и для пополнения любой воинской части или из этих ребят сформировать новую часть. Танковые маршевые роты отправлялись на фронт. Руководство завода приняли решение, что будущие танкисты обязаны трудиться на заводе, и поэтому десятый день по программе подготовки маршевой роты отводился на сборку танка в цехе. Экипаж получал корпус танка и начинал собирать его вместе с рабочими — от начала и до конца. В первую очередь в сборке участвовали командир танка и механик-водитель. В начальный период войны такую производственную практику на Челябинском Кировском заводе прошли тысячи танкистов.

В конце мая 1942 года после 10 месячного пребывания в училище 552 курсанта первого набора сдали выпускные экзамены: теоретическую, техническую подготовки, боевую стрельбу и выполнение практических работ с техникой и танковым вооружением

Второго июня 1942 года училище произвело первый выпуск с присвоением воинских званий: лейтенант, младший лейтенант, старший сержант. Всего за 1942 год было произведено 9 выпусков в количестве 2144 человек.

Игорь Валентинович Ковшов пишет, что на Урале был сплав производства танков и подготовки экипажей для этих танков. Количеством танков определялось и количество подготовленных танкистов.

В 1942 года кадровый запас танкистов был полностью исчерпан. Армия в первые полгода войны потеряла 90 процентов танков и, соответственно, огромное количество специалистов, подготовленных еще до войны. Для обучения новобранцев, требовалось три-четыре месяца. Большинство запасных полков переименовывались в учебные. Положение на фронте требовало сокращения периода подготовки механиков-водителей — максимум два месяца. Это были самые востребованные кадры. Ряд курсантов показавших наилучшие результаты оставлялись для дальнейшего прохождения службы в училище, в их числе и мой отец. За годы войны было произведено техники около сто тысяч машин. С 1943 училище начинает преимущественно готовить военных техников, старших механиков-водителей тяжелых танков и ИСУ. Всего за период 1942-1945 гг.

Вместе с маршевыми ротами из Челябинска на фронт ушли 90 тысяч человек. По количеству потерь в годы войны танковые войска стояли на втором месте после пехоты— более миллиона человек.

Ближе к совершеннолетию судьба моего отца Воронина Михаила Стефановича имела следующий солдатский путь:

- в июле 1944 г.-ноябрь 1945 г. был направлен на фронт, в запасной танковый полк, там принял присягу прохождения действительной военной службы помощником отделения, в звании старший сержант;

- ноябрь 1945 г. –декабрь 1946 г. - 52 танковый полк –командир отделения;

- декабрь 1946 г.-ноябрь 1947 г. -13 учебный полк, механик, водитель - танка, практическое обучение курсантов ЧТУ;

- ноябрь 1947 г.- июль 1948 г. 52 учебный полк, механик, водитель - танка, практическое обучение курсантов ЧТУ;

- июль 1948 г. – 1951 г. - в/ч 49905, механик, водитель – танка.

В связи с закрытием Челябинского танкового училища, переведен на службу в в/ч 49905, механиком-водителем танка. В 1951 г. Получил травму, на левой руке на двух пальцах удалили по два фаланга, в результате был комиссован. Был представлен к награде, которая, к великому сожалению, не сохранилась до наших дней.

После завершения службы в армии женился на моей маме, родились 4 девочки и 1 мальчик. Работал в районных электросетях, занимался электрификацией Борисоглебского района, умер в январе 1972 года.

Чем дальше уходит время от исторических событий прошлого столетия, тем больнее становятся воспоминания…Каждый год шествую в «Бессмертном полку», в прошлом году со мною, рядом, шли не только мои дети, но и внуки - младшему было всего 6 месяцев.

Накануне празднования 75-летия Великой Победы, ''Танкоград'' и твои танкисты, я низко преклоняю голову перед вашим мужеством и героизмом!

Наши внуки и правнуки сохранят историческую память, как бы не пытались у нас её украсть. Память о вас вечная!