1 июня 2022г. в РГУПС состоялись торжественные проводы сводного студенческого отряда курсантов-бойцов Военного учебного центра РГУПС на стройку века «Байкало-Амурскую магистраль -2»

Ростовский государственный университет путей сообщения (РИИЖТ - РГУПС) гордится историей трудового воспитания своих студентов. За свой многолетний путь университет накопил огромный опыт движения студенческих отрядов. И вот сегодня трудовую эстафету у своих старших товарищей бойцов ССО 70-х годов - строителей БАМа принимают 106 курсантов - бойцов Военного учебного центра РГУПС, которые сегодня улетают в г. Комсомольск-на-Амуре на «Байкало-Амурскую магистраль 2». Каждый из четырех отрядов - "Дон", "Терек", "Байкал", "Амур" - названы в честь специальных бронепоездов, созданных для защиты железнодорожных магистралей.

Ректор РГУПС В.Д. Верескун отметил: «Я очень жалею, что не попал на БАМ, это была награда для студентов попасть в стройотряд на такую всесоюзную стройку. Сегодня на БАМ 2 отправляются наши студенты, причем студенты — профессионалы, это будущие офицеры Российской армии, железнодорожных войск».
В 1974 году первые две тысячи бойцов студенческих строительных отрядов из разных городов Советского Союза приехали на самую грандиозную стройку века – Байкало-Амурскую магистраль. Строительство магистрали продолжалось почти 10 лет, став символом эпохи и студенческого созидания.

БАМ стал не только колоссальной стройкой, но и большим вызовом для страны. Он имел военно-стратегическое и народно-хозяйственное значение. Работа, проходившая в очень сложных климатических и геологических условиях, требовала огромного напряжения сил от всего государства и, безусловно, прежде всего от тех людей, которые там работали. В 90-х годах возникли трудности, прежде всего экономического характера, даже встал вопрос о том, нужно ли было стране так напрягаться, для того чтобы возводить эту магистраль. Но с началом двухтысячных годов стало очевидным, что БАМ в высшей степени востребован и его уже не хватает.

В августе 2021 года было принято решение о реконструкции восточной ветки БАМА протяженностью 340 км. Выступая на церемонии закладки памятного камня по случаю начала реконструкции магистрали Министр обороны РФ Сергей Шойгу сказал: «Уверен, что с поставленными задачи достойно справятся железнодорожные войска, без активного участия которых не обходится ни один сложный проект строительства железных дорог». Ввод в эксплуатацию данного участка дороги – конец 2024 года. Студенты учебных военных центров железнодорожных вузов подключились к реконструкции участка БАМа Улак—Февральск протяженностью 340 км.

Словами напутствия студентов приветствовали: первый проректор РГУПС А.В. Челохьян, ведущий инспектор Южного военного округа генерал-лейтенант Н.И. Егоров, начальник отдела военного образования Южного военного округа, полковник С.П. Меньшиков, начальник планово- финансового управления вуза, выпускник РИИЖТа В.В. Шаповалов, помощник ректора, полковник А.А. Хрусталев, член Попечительского Совета Штаба студенческих от рядов Ростовской области, выпускник РИИЖТа И.С. Дзреев, руководитель строительного направления Ростовского областного штаба студенческих отрядов, выпускник РГУПСА.В. Живой, настоятель храма Иоанна Кронштадтского иерей Владислав Паланчев.

Как и при строительстве железнодорожными войсками БАМа, так и сейчас особое место в организации процесса обучения курсантов играет интенсивное строительство БАМа-2. Для курсантов, будущих офицеров – БАМ настоящий полигон для отработки теоретических знаний, полученных в процессе обучения на практических навыках и умениях. За месяц каждый курсант наберётся опыта: будь это карьер, железнодорожная насыпь, парк специальной военной техники или СЦБ.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА . Символично, что в 2024 году исполнится 50 лет с начала строительства БАМА. Студенты, преподаватели и сотрудники РИИЖТа- РГУПСа принимали активное участие в строительстве БАМА.

В 1975 году, ровно через год после начала строительства, на БАМ вылетел студенческий строительный отряд РИИЖТА в количестве 120 человек. Зональный штаб ССО, в состав которого входило 13 отрядов со всего Советского Союза. Из них 4-РИИЖТовские - возглавил студент механического факультета Виталий Шаповалов, комиссар отряда - студент энергетического факультета Александр Коровайный. Ребята работали три месяца в г. Шимановск на строительстве комбината железобетонных конструкций.

В 1976 г. на БАМ по распределению поедут инженеры – выпускники факультета ДСМ (7 человек). В дальнейшем каждый год выпускники РИИЖТа будут пополнять ряды кадровых инженеров –строителей Байкало-Амурской магистрали.). Многие из них на долгие годы свяжут свою судьбу со стройкой века.

В 1981 году студенты РИИЖТа работают в летний трудовой семестр на БАМЕ. Областной штаб ССО сформирует интернациональный отряд «Интер-81» в составе которого будут и студенты РИИЖТА – Владимир Слонько, Михаил Гасанов, Виктор Савельев и др.

Многие выпускники, закончившие военную кафедру РИИЖТА, будут проходить военную службу в железнодорожных войсках на БАМе. После службы вернуться в вуз – Владимир Носков, Юрий Михеев и многие др.

Не останутся в стороне и преподаватели, и ученые РИИЖТа. В 1975-76 г. в тематике дипломного проектирования на кафедре Локомотивного хозяйства будут разрабатываться вопросы организации эксплуатации, экипировки и ремонта локомотивов для условий БАМА. На Дорожно-строительном и Строительном факультетах в дипломных проектах студентов звучат темы стройки века.

Фото аспирантки РГУПС Татьяны Журавлевой.

«Вести. Дон» 01.06.22 (выпуск 09:00) - DONTR.RU

https://dontr.ru/vypuski/utro-rossii-don-02-06-22-vypusk-06-35/

«Вести. Дон» 02.06.22 (выпуск 09:00) - YouTube