17 мая в РГУПС состоялась 21-я Международная научно-практическая конференция «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В XXI ВЕКЕ»

В этом году проведение конференции посвящено 95-летию РГУПС.

Кроме того, конференция входит в список мероприятий сетевого научно- тематического плана исследований в области наук об образовании и плана форумной кампании на 2024 год, определенных РГУПС в соответствии с решением совместного заседания Совета ректоров вузов Юга России и Совета ректоров вузов Ростовской области.

Первые двадцать лет XXI в. оказались для российского высшего образования совсем не простыми. Стал совершенно другим учебно-воспитательный процесс, один за другим были внедрены несколько государственных образовательных стандартов, появились и стали весьма востребованными различные цифровые технологии, привычными уже являются удаленный и смешанные режимы учебных контактов с обучающимися. После выхода России из Болонского соглашения в нашей стране начался процесс разработки и внедрения истинно национальной концепции высшего образования. В этих условиях произошли значительные изменения в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, перед которым сегодня стоят необыкновенно сложные задачи по подготовке специалистов для нового типа экономики. Мы находимся на кануне принятия нового профессионального стандарта «Преподаватель высшей школы», в котором будут очерчены основные направления профессиональной деятельности преподавателей. Вступление человечество в новый период развития, который принято называть эпохой когнитивной революции, значительно актуализирует требования к педагогическому составу: на первый план выходят компетенции в области инфокоммуникационных умений, владения различными цифровыми технологиями. Однако, учитывая сложность социально-политической ситуации, не меньшее значение имеют вопросы воспитания обучающихся, развития у них патриотического мировоззрения. Этим и другим, не менее актуальным аспектам педагогической науки были посвящены выступления участников конференции в этом году.

Конференция в этом году отличалась необычайно представительной географией поступивших материалов. Для участия в конференции свои статьи направили ученые из 15 российских университетов, а также преподаватели и обучающиеся из Республики Беларусь, Китайской Народной Республики, Республики Мали, Ямайки и Королевства Таиланд.

Пленарное заседание открыли проректор по научной работе д.тех.н., профессор А.Н. Гуда и к. тех.н., доцент, декан Гуманитарного факультета В.А. Осипов, которые пожелали участникам активных научных дискуссий и новых творческих успехов.

С большим интересом участники конференции выслушали доклады д.пед.н., профессора, заведующего кафедрой И.С. Волегжаниной (СГУПС), д.пед.н., профессора, заведующего кафедрой С.М. Кащук (МГУ им. Ломоносова) о перспективах использования искусственного интеллекта в образовательном процессе. О проблемах стимулирования обучающихся говорил в своем выступлении д.пед.н., д.тех. н., профессор, заведующий кафедрой О.В. Григораш (КубГАУ). Вопросы омоложения преподавательского состава и привлечения аспирантов к педагогической деятельности были затронуты в докладе к.э.н., доцента, и.о. заведующего кафедрой А. В. Ворониной. Проблему особой миссии заведующего в организации учебной и научной работы кафедры в современных условиях осветила д.пед.н., профессор, заведующий кафедрой Т.Е. Исаева (РГУПС). Большой интерес вызвали сообщения о перспективах развития международного сотрудничества в сфере образования, с которыми выступали д.э.н., профессор Д.С. Ушаков (Таиланд, Бангкок, Университет Суан Сунанда Раджабат), а также к.филол.н., доцент М.Н. Черкасова и студент из Ямайки Джошуа Джордж Уайт.

По итогам конференции будет издан Сборник трудов (РИНЦ).

Ответственный редактор, член Оргкомитета Т.Е. Исаева