Вручение сертификатов выпускникам Факультета педагогического мастерства.
В прошедшем учебном году Факультет педагогического мастерства РГУПС работал по трем программам. Во - первых, эта программа для повышения квалификации в области педагогики, психологии и методики высшей и средней профессиональной школы: «Инновационные процессы в профессиональном образовании», по которой в декабре 2014 года прошли обучение 23 преподавателя филиала РГУПС в г. Туапсе. Вторая программа предназначенная для филиалов университета, – «Повышение психолого-педагогической компетенции кураторов студенческих групп ВПО и СПО». В реализации этой программы приняли участие руководители социально-воспитательной работы, педагоги-психологи, кураторы из филиалов РГУПС в городах Лиски, Волгоград, Владикавказ, Туапсе, Тихорецк.
Обучение по данным 72-часовым программам впервые проводилось по очно- заочной форме, а это значит, что часть заданий (входящий тест, педагогическая рефлексия, информационные, методический и справочные материалы) слушатели получили заранее и выполнили самостоятельно, а вторая часть обучения проходила в виде лекций и практических занятий на базе РГУПС вне посредственном контакте с преподавателями.
И, наконец, третья программа на 106 часов – традиционная: «Повышение психолого-педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава РГУПС». По ней прошли обучение 20 преподавателей, из них 3 – профессора, доктора наук, 14 – доценты, кандидаты наук, 4 – старших преподавателя. Высокий научно- педагогический уровень контингента предопределил подбор лекторов, содержание программы и формы и методы работы на ФПМ. Занятия проводили лучшие специалисты вуза: профессор Исаева Т.Е., зав. кафедрой «Иностранные языки», доцент кафедры «Массовые коммуникации и прикладная лингвистика» Филатова Г.Е., старший преподаватель лицея Абоносимов Г.Л. У каждого из наших лекторов свои педагогические технологии : профессор Исаева Т.Е. – информационные, доцент Филатова Г.Е. – эмоционально-смысловые, доцент Казак Л.П. – контекстные, ст. преподаватель Абоносимов Г.Л. – диалоговое обучение.
В программу были включены не только самые актуальные проблемы высшей школы (инновационные технологии, электронное обучение, инженерная педагогика, основы риторики и ораторского искусства), но и впервые в практике нашей работы – проблемы инклюзивного образования, т.е. обучение в вузах инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Занятия по этим вопросам проводили: главный врач поликлиники РГУПС Григорян В.С. («Психо- физиологические особенности восприятия и переработки информации у различных категорий обучающихся инвалидов»), а также доцент Филатова Г.Е. («Этико-психологические основы индивидуального подхода в обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья»). Занятия были проведены на высоком научно-методическом уровне и вызвали живейший интерес слушателей.
Результаты эффективности учебной работы на ФПМ определяются в 100- балльной рейтинговой системе. В нее включены : посещение занятий слушателями, их активность на занятиях, участие в играх и дискуссиях, проведение собственных открытых занятий, посещение и анализ занятий других слушателей, участие в научных конференциях, написание докладов и статей по психолого-педагогической тематике, выполнение индивидуальных заданий, прохождение тестов входящего и итогового контроля.
Одним из излюбленных методов обучения на ФПМ и обмена индивидуальным педагогическим опытом являются дискуссии («Что такое образование?», «Должны ли знания входить в систему убеждений студентов?», «Совместное целеполагание преподавателя и студентов на занятии – миф или реальность?» и др.), ролевые игры («Идеальный студент», «Декларация», «Дидактический бумеранг»), деловые игры («Суд над современным образованием», «Педагогический парламент», «Защита метода»). В прошедшем учебном году заключительное занятие на ФПМ было проведено в виде деловой игры «Суд над современной системой образования», освещавщейся в рубрике «Новости» на официальном сайте РГУПС. Блистательно справились со своими ролями ст. преподаватель кафедры «ВМ» Конеев Р.М. («судья»), доценты кафедры «ОПМ» Рассохин Г.И. («прокурор») и Буракова М.А. («адвокат»). На торжественной церемонии вручения выпускных удостоверений, организованной проректором по учебной работе Охотниковым А.В. (см. официальный сайт РГУПС), названные слушатели были отмечены особыми дипломами. Такие же дипломы получили особо отличившиеся слушатели: доцент кафедры «ВМ» Сухорукова О.Б., получившая наибольшее количество баллов по рейтинговой системе (более 150) и ассистент кафедры «ЭиФ» Джемаев О.Т. за самое лучшее открытое занятие, проведенное на ФПМ (всего их было проведено 12).
В связи с увеличением роли повышения квалификации преподавателей вузов, развитию ФПМ необходимо, по нашему мнению, уделить большое внимание, тем более что эта структура, работающая в РГУПС с 1972 года, имеет большой потенциал. Этому будут способствовать, на наш взгляд, следующие меры:
1. Увеличение количества слушателей факультета за счет профессорско- преподавательского состава других вузов. Для этого необходимо провести рекламную компанию в интернете и создать рекламные материалы о деятельности ФПМ.
2. Увеличение количества предоставляемых образовательных услуг:
- разработка программ экспресс - обучения;
- развитие консультационных услуг по психологии и педагогике высшей школы;
- развитие информационных, библиотечных и иных услуг.
3. Продвижение имиджа Университета в образовательном пространстве РФ:
- организация и проведение научно - практических конференций, семинаров, мастер-классов в сотрудничестве с другими вузами, включая зарубежные;
- расширение представленности Факультета в интернете.
Руководитель ФПМ РГУПС доцент к.п.н. Казак Л.П.