Электромеханический факультет (раньше механический) является старейшим в университете.

В 1929 году решением Советского правительства в г. Ростове-на-Дону организовывается «Механический Институт Инженеров путей Сообщения» (РИИПС) со специальностями: технологическая, теплотехническая, водного транспорта, автодорожного транспорта.

В 1929 году подготовка инженеров велась по трем специальностям: железнодорожная, водная и автодорожная. Второй год своего существования (1930/1931 уч.год) РИИПС начал, имея следующие специальности: паровозы, механизация погрузочно-разгрузочных работ, тяговое хозяйство (бывшая технологическая специальность), теплоэнергетика (бывшая теплотехническая специальность), транспортная теплотехника, тепловозы.

Такая организационная структура просуществовала до января 1933 г., когда в соответствии с Постановлением ЦИКА СССР и распоряжением ЦОП Кадра НКПС, приказом по институту от 24.12.1932 г. были организованы два отделения:

- механическое, куда вошли специальности «Паровозы» и «Механизация погрузочно-разгрузочных работ;

- теплотехническое, куда вошли специальности «Теплоэнергетика» и «Тяговое хозяйство».

Тяговое хозяйство железнодорожного транспорта ведало ремонтом и эксплуатацией всего подвижного состава (локомотивов и вагонов). В 1930 году специальность водного транспорта была переведена в Одесский институт, а автодорожного – в автодорожный техникум г. Ростова-на-Дону.

В 1933г. в соответствии с решением Партии и Правительства тяговое хозяйство железнодорожного транспорта разделено на два самостоятельных хозяйства Паровозное и Вагонное. Появилась острая потребность в специалистах по вагонному хозяйству, которых институты раньше никогда не выпускали.

Первые группы вагонников-выпускников были сформированы из группы № 7 приема 1929 г. и группы №8 приема 1930 г. Студенты паровозники, защитившие в 1933 году дипломные проекты, были оставлены в институте для переквалификации по вагонному хозяйству, по окончании которого в 1934 г. были направлены в распоряжение НКПС.

В 1934 г. на базе имеющихся отделений созданы два факультета: «Паровозное хозяйство» и «Вагонное хозяйство».

Эти факультеты существовали до 1942 г., когда институт был эвакуирован в город Тбилиси. В связи с трудностью набора (военное время) и сокращением профилей инженеров, на основании решения Совнаркома Союза ССР РИИЖТ, временно работающий в городе Тбилиси, объявляет внеочередной февральский прием на факультеты «Паровозное хозяйство» и «Вагонное хозяйство».

31 декабря 1942 года произошло слияние двух факультетов в один факультет – механический.

В феврале 1943 г. Ростов-на-Дону был окончательно освобожден от немецко-фашистских захватчиков, и весной 1944г. институт возвратился в Ростов. Здание главного корпуса и паровозного факультета были полностью разрушены, оставалось только здание бывшего вагонного факультета (теперь здание энергетического факультета).

Факультет по-прежнему готовил специалистов по паровозам, вагонам, паровозо- и вагонолинейному хозяйствам. Подготовка специалистов – паровозников предусматривала большой объём учебной работы по различным разделам теплотехники, что потребовало создание соответствующей лабораторной базы. Поэтому в 1945 г. на базе механического факультета был создан новый Энергетический факультет.

В 50-е годы встал вопрос о переходе на более совершенные средства тяги – тепловозы, и с 1955 года коллектив факультета взялся за перестройку лабораторной базы, подготовку кадров преподавателей по новой специальности.

По указанию ГУУЗа с сентября 1955 года при факультете начали работать Высшие инженерные курсы по переподготовке инженеров по новой специальности. На ПРЗ им В.И. Ленина был организован на общественных началах инженерный факультет для переподготовки инженерно-технических работников-локомотивщиков.

В 1960 году там же организован рабочий факультет, в работе которого приняли участия технологические кафедры “Технология металлов” и “Обработка металлов резанием”.

Крепла связь факультета с локомотиво- и вагоноремонтными предприятиями России, Украины. Продолжены работы по улучшению ходовых качеств подвижного состава, повышению эффективности тормозных средств, надёжности узлов и деталей локомотивов и вагонов (кафедры “Локомотивы и локомотивное хозяйство”, “Вагоны и вагонное хозяйство”, “Ремонтные заводы”), исследованию износов деталей подвижного состава (кафедра “Технология металлов”), применению полимерных материалов на подвижном составе (кафедра “Строительная механика”), опреснению воды (дисциплина “Гидравлика”).

В этот период времени в городе Ростове-на-Дону не было специального факультета физвоспитания в РГПИ и много спортсменов было сосредоточено в вузах города. Большую работу по физическому воспитанию студентов-механиков проводил работающий заместителем декана к.т.н. доцент Белый В.А. (будущий вице-президент АН Белорусской ССР). Отсутствие в РИИЖТе собственной спортивной базы не способствовало массовому развитию спорта. Было принято решение о строительстве в институте стадиона, который был построен в 1951 г. вместе с игровыми площадками. В 1950 году завершены работы по восстановлению корпуса механического факультета.

В 1988 году специальность “Электрический транспорт железных дорог” была переведена на механический факультет, который получил новое название – “Электромеханический факультет”.

В 1999 году на факультете проведена капитальная реконструкция. При поддержке СКЖД обновлена лабораторная база, созданы новые лаборатории.

Факультет по праву гордится многими тысячами своих выпускников, среди которых видные государственные и общественные деятели.

История электромеханического факультета – это история университета, его становления и совершенствования.