Размер: A A A
Контраст: A A

От Ростовского технического училища...
...до техникума РГУПС

19 августа 1879 года инспектор Владикавказской железной дороги (так она тогда называлась) отправил в Санкт-Петербург в Департамент общих дел МПС телеграмму следующего содержания: «Сегодня, по совершению молебствия и в присутствии местных властей, открыто Ростовское техническое училище в составе подготовительного класса с 30 учениками». Первым начальником училища был Килимов Лонгин

С 1880 года по 1883 год было открыто три технических курса; подготовка велась по специальностям: строительство и эксплуатация железных дорог, паровозы, конторское дело, телеграфия. Ежегодно в училище набирали 30-35 человек, а первый выпуск 1882/83 учебного года составил всего 14 человек. До революции было подготовлено 647

В 1921 году училище преобразовано в политехникум путей сообщения (РППС), открылись новые специальности, увеличился контингент. С 1921 по 1929 год было подготовлено 600 техников путей сообщения первой категории. В годы восстановления народного хозяйства и первых пятилеток воспитанники техникума отличились на многих дорогах и в отраслях промышленности.

В декабре 1929 года на базе техникума был открыт Ростовский институт инженеров путей сообщения (РИИПС) – нынешний РГУПС. В 1938 году РППС был переименован в Ростовский техникум железнодорожного транспорта – РТЖТ.

В первые дни войны часть преподавателей и студентов ушли на фронт, а сам техникум и его оборудование 16 октября 1941 г. были эвакуированы в г. Орджоникидзе, вторично в июле 1942 года на Кавказ, а потом в г. Кызыл-Орда. После освобождения Ростова техникум вернулся в родной город.

Коллектив техникума за несколько лет успешно справился с нелегкими восстановительными работами, помогая одновременно восстанавливать город. Особенно велик вклад студентов техникума в восстановление станции Ростов, Ростовского паровозо-ремонтного завода им. Ленина, завода Ростсельмаш, гостиницы и других объектов города.

В 1979 году в честь своего 100-летия техникум был награжден Почетной грамотой Верховного Совета СССР, в 1993 году завоевал звание «Техникум года на Северо-Кавказской железной дороге».

В 2008 году техникум железнодорожного транспорта решением Правительства Российской Федерации стал структурным подразделением Ростовского государственного университета путей сообщения.

ЛЕГЕНДАРНЫЕ ВЫПУСКНИКИ ТЕХНИКУМА

КУТАФИН Семен Васильевич

(1902 — 1987), выпускник Ростовского политехникума путей сообщения 1927 года (специальность «паровозы»).

  • 1934 г. - первый кавалер высшей награды отрасли в стране – знака "Почётный железнодорожник"
  • 1943 г. - за заслуги в обеспечении перевозок для фронта и в восстановлении железнодорожного хозяйства присвоено звание Героя Социалистического Труда
  • 1944 г. - начальник Московско-Курской магистрали, генерал-директор движения 2-го ранга
  • 1949 г. - главный ревизор-диспетчер по Донецкому округу железных дорог Министерства путей сообщения СССР

За самоотверженный труд Семён Васильевич Кутафин был награжден двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, рядом медалей.

СУРМАЧ Михаил Михайлович

(1913 — 1997), выпускник Ростовского политехникума путей сообщения 1929 года (специальность «строительство и эксплуатация железных дорог»).

После окончания техникума работал инженером дистанции пути Северо-Кавказской железной дороги. С 1942 года – на фронтах Великой Отечественной войны.

  • 1945 год — командир батареи 32-го артиллерийского полка 31-й стрелковой дивизии 1-го Украинского фронта
  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за «мужество и героизм, проявленные при форсировании Одера» старший лейтенант Михаил Сурмач был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Также награждён орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, рядом медалей.

БЕЗУГЛОВ Василий Тихонович

(1908 — 1972), выпускник Ростовского политехникума путей сообщения 1934 года (специальность «строительство и эксплуатация железных дорог»).

С 1925 года работал на железной дороге, был ремонтным рабочим. После окончания техникума работал помощником дорожного мастера, мастером, старшим мастером. Позднее работал начальником Петровско-Сельской дистанции пути.

  • 1943 г. - начальник Крымской дистанции пути
  • 1944 г. - начальник Армавирской дистанции пути
  • 1948 г. - начальник Ростовской дистанции пути
  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за «особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Василий Безуглов был удостоен высокого звания Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и молот».
СОСНОВ Иван Дмитриевич

(1908 — 1993), выпускник Ростовского техникума железнодорожного транспорта 1930 года (специальность «строительство и эксплуатация железных дорог»).

  • 1934 г. - начальник Оренбургской дистанции пути
  • 1940 г. - заместитель начальника Рязано-Уральской железной дороги
  • 1948 г. - начальник Главного управления железнодорожного строительства МПС СССР
  • 1958 г. - заместитель министра транспортного строительства СССР
  • 1975 г. - министр транспортного строительства СССР
  • 1977 г. - депутат Верховного Совета СССР
  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1983 года за «большие заслуги перед Советским государством в развитии транспортного строительства» Иван Дмитриевич Соснов был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». Также награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны 2-й степени, пятью орденами Трудового Красного Знамени, Лауреат Государственной премии СССР.

ОНИ ВОЗГЛАВЛЯЛИ ТЕХНИКУМ